Первые в мире системы управления движением судов (СУДС) появились в середине прошлого столетия. За прошедшие годы своего развития СУДС прошли путь от обычных судовых радиолокационных станций (РЛС), установленных на берегу, до сложнейших информационно-технических систем, использующих последние достижения мирового сообщества в области радиоэлектроники и вычислительной техники. В настоящее время в мире действует свыше 500 СУДС различного масштаба и назначения. Рост количества СУДС связан не только с увеличением грузооборота портов и возрастающей интенсивностью судоходства, но и с реальной угрозой экологических бедствий вследствие морских аварий.
По назначению и особенностям района действия СУДС подразделяются на следующие категории:
• портовые, действующие на акваториях портов и на подходах к ним;
• речные, действующие на подходах к портам, расположенным на внутренних водных путях;
• прибрежные, действующие в территориальных водах прибрежных государств или в международных проливах, а также в районах добычи углеводородного сырья на шельфе.
По размерам района действия СУДС подразделяются на:
• локальные, обслуживающие ограниченные акватории, небольшие участки побережья или внутренних водных путей;
• региональные, обслуживающие акватории протяженностью в десятки и сотни миль, образуемые посредством информационной интеграции и координированной деятельности нескольких локальных СУДС.
Основными функциями СУДС являются:
• организация и регулирование судоходства на акваториях портов, на подходах к ним, а также в стесненных водах, контроль за соблюдением правил и режимов плавания;
• обеспечение безопасности мореплавания в сложной навигационной, метеорологической и гидрологической обстановке;
• содействие работе портовых служб (лоцманских, буксирных, диспетчерских и т. д.), проведению поисково-спасательных операций и операций по борьбе с разливами нефтепродуктов;
• контроль за судоходством в прибрежных водах в интересах государства, информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.
Технологической основой СУДС являются:
• береговые радиолокационные станции (РЛС);
• системы обработки, отображения и регистрации информации СУДС (СООРИ);
• средства ОВЧ (УКВ) радиосвязи с судами;
• береговые станции автоматической идентификационной системы (АИС);
• телевизионные системы наблюдения;
• радиопеленгаторы.
• радиорелейные линии связи;
• вычислительные сети и сети передачи данных;
• электронная картография;
Типовая структура СУДС включает Центр управления движением судов (ЦУДС) и связанные с ним удаленные информационные посты, где располагаются различные источники информации о судоходной обстановке (РЛС, телекамеры, радиопеленгаторы, аппаратура АИС) и средства связи. ЦУДС является местом, где обрабатывается и анализируется поступающая информация, где принимаются управляющие решения и откуда осуществляется взаимодействие с судами. Передача информации от информационных постов в ЦУДС обычно производится с использованием радиорелейных или наземных линий связи. Обработка информации в СУДС, как правило, полностью автоматизирована и выполняется компьютерами общего или специального назначения. В результате обработки информации формируется картина судоходной обстановки, отображаемая на ситуационных дисплеях.
Управляющим звеном СУДС являются операторы, которые анализируют судоходную обстановку, оценивают и прогнозируют ее развитие. Операторы СУДС посредством ОВЧ (УКВ) радиосвязи передают для судов информацию, предупреждения, рекомендации и указания, обеспечивающие безопасное и эффективное судоходство в районе действия СУДС. Суда в районе действия СУДС обязаны выполнять специальные правила плавания, отражающие специфику района и особенности взаимодействия судов с СУДС. Эффективное выполнение СУДС своих функций обеспечивается высокой надежностью технологического оборудования, квалификацией и профессионализмом персонала, а также жестким контролем работы СУДС со стороны государства.
СУДС создаются и функционируют в соответствии с международными нормами и правилами, подготавливаемыми в рамках Международной морской организации (ИМО/IMO), которая рассматривает СУДС (VTS) как важный и неотъемлемый элемент обеспечения безопасности мореплавания, наряду с системами судовых маршрутов, лоцманскими службами, службами поиска и спасения, береговыми и судовыми навигационными средствами. Главным международным рабочим органом по СУДС является Комитет по VTS в составе Международной Ассоциации маячных служб и навигационных средств (МАМС/IALA). Документы, подготавливаемые этим комитетом, выносятся на согласование и утверждение на Подкомитет ИМО по безопасности мореплавания (NAV), Комитет по безопасности на море (MSC), а в некоторых случаях – на Ассамблею ИМО.
На современном этапе введение в действие и функционирование СУДС регламентируется следующими документами IMO/IALA:
• Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS). Правило V/12 «Vessel Traffic Services»;
• Резолюция IMO А.1158 (32) «Guidelines for Vessel Traffic Services»;
• Руководства и рекомендации Международной Ассоциации маячных служб (IALA).
Правило V/12 Конвенции SOLAS определяет, что СУДС способствуют охране человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судоходства, и охране морской среды. Правительства, подписавшие Конвенцию, обязуются создавать СУДС там, где, по их мнению, интенсивность судоходства или степень риска оправдывают их наличие, и при этом должны следовать руководствам IMO, насколько это возможно.
Таким образом, в первой четверти 21 столетия практически все значительные порты мира, основные судоходные пути в международных проливах и вдоль побережий, а также шельфовые нефтепромыслы охвачены районами действия СУДС. Международным морским сообществом признанно, что СУДС являются неотъемлемой частью современной системы безопасности мореплавания, способствуют улучшению организации работы портов и пропускной способности подходных путей, повышают конкурентоспособность портов за счет снижения риска, страховых и фрахтовых ставок. Основной тенденцией развития СУДС на современном этапе является создание на их основе интегрированных систем безопасности мореплавания в прибрежных водах, одновременно решающих задачи государственного контроля судоходства и информационного обеспечения всех участников морского транспортного процесса.
Ссылки на информацию о системах управления движением судов на сайтах компетентных организаций: ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник» и Российского морского регистра судоходства
Навигационные услуги с использованием СУДС
Приказ Росморпорта №191 от 05.05.2022
*При подготовке раздела использовались материалы по СУДС, подготовленные ранее Олегом Борисовичем Причкиным.